Автор: Бактыгул Сманова
«Лучший из вас тот, кто учится и обучает Корану (т.е. его положения, смыслы).
Хадис
Первый аят, который снизошел Посланнику Аллаха, был «Читай». Поэтому говорят мы община аята «Читай». В исламе никогда не было ненависти к ученым и просвещению. Наоборот Коран утверждает о превосходстве знающих. Высока роль и учителя, как просветителя и воспитателя. Не просто передатчика информации, а именно духовного наставника, воспитателя.
Богобоязненность, к которой стремятся мусульмане, взращивается через мастерство обучения, контроля, наблюдения за учеником на всех этапах его становления. Ученик остается в глубокой связи учителем на протяжении всей жизни, получая поддержку и советы.
Здесь очень важна личность самого учителя. Его полноценность во всех сферах жизни. Потому что ислам объемлет все сферы жизни, и личность учителя единственный фактор, притягивающий учеников и побуждающий их обучаться именно у него.
Важно не сломать строптивого, подбодрить неуверенного, дать правильное развитие каждому виду интеллекта ребенка. Это очень трудоемкий, порой неблагодарный процесс.
В медресе наряду с обучением и передачей академической информацией уделяется внимание труду и практическому применению полученного материала. Активно привлекаются студенты к общественным работам, помощи и организации деятельности медресе. Это очень плодотворно воспитывает в ребенке благородные качества, волю, трудолюбие, достижение своих целей и самое главное – богобоязненность. Девочек обучают не только читать по-арабски, но и быть преданной спутницей жизни, умелой хозяйкой, уметь встречать гостей, служить старшим и всегда развивать связь с Богом через служение людям, слабым, страждущим. Для этого студентки приглашаются непосредственно в дом учителя, где на личном примере и в непринужденной обстановке идёт быстрое обучение и воспитание. Студентки смотрят как живёт и практически применяет богословские знания их преподаватель. Порой бывают молодые девушки с различными психологическими травмами, страхами, зажатостью или излишней распущенностью, неприемлемой в учении ислама. Всё это невозможно исправить за 45 минут классного занятия с 25 студентами. Здесь применяется древнейшая школа наставник-ученик. Глубоко душевные наставления, совместный труд и праздничные застолья. Так передавалось наследие ислама от учителя к ученику, мастеров педагогики и жизни.
В наше время измерения всего цифрами, показателями, отчетами теряется ценность такого воспитания. Оно уходит в область хобби учителя. У кого есть потребность отдавать себя. Мир измеряет все сейчас показателями ВВП, развития человеческого капитала с материальной точки зрения. Поэтому этот путь менторства становится непонятным, его показатели размыты на протяжении всей жизни ученика, неизмеримы. Прошлый год с онлайн обучением стал еще одним ударом этой цепи воспитания. Мы поняли, что надо уметь быстро переобучаться, как важно прививать ученику самостоятельность в управлении собой. Уметь не следовать гормонам и импульсивной ипостаси, доступным развлечениям. А самостоятельно развиваться в любой обстановке.
Хорошо подметил Саясат Нурбек: «В ближайшее десятилетие произойдут большие изменения в сфере образования. Пандемия ускорила некоторые процессы.
Переход на дистанционное обучение и удаленную работу создает новые возможности и новые проблемы, например, цифровое неравенство.
Поэтому в ближайшие годы нам нужно четко определиться, какими будут контуры, приоритеты и ориентиры образовательной модели, которую мы будем выстраивать. Для этого нужно проводить исследования и обсуждать их результаты.» Во всех этих процессах стоит педагогическое мастерство как основа развития молодого поколения и в ближайшем будущем всего общества.